С 17 марта нарушение ПДД будет караться значительно строже. В Украине существенно выросли штрафы для всех участников движения. Например, забывчивые пассажиры или водитель, не использующие ремни безопасности, заплатят 510 гривен. Превышать разрешенную скорость тоже не стоит, так как это удовольствие теперь обойдется в кругленькую сумму – до 3 400 гривен. Севшие за руль в нетрезвом виде выложат 17 тыс. гривен. В таблице представлена информация об изменениях, которые ждут всех участников дорожного движения, включая велосипедистов и пешеходов.
Нарушение | Было, грн | Стало, грн |
Непристегнутый ремень | 51 | 510 |
Отсутствие мотошлема | 51 | 510 |
Номерной знак без подсветки | 170 | 510 |
Разговоры по мобильному без гарнитуры | 425 | 510 |
Нарушение правил проезда перекрестков, обгона, остановок, проезд на запрещающий сигнал светофора | 425 | 510 |
Бегство с места ДТП | 255 | 3 400 |
Превышение скорости в населенных пунктах больше чем на 50 км/ч | 510 | 3 400 |
Превышение скорости 20-50км/ч | 255 | 340 |
Непредоставление преимущества в движении авто скорой, полиции или аварийной службы | 510 | 680 |
Создание аварийной ситуации | 680 | 1 445 |
Нарушение ПДД которое привело к ДТП | 340 | 850 |
Управление ТС водителем, который не имеет при себе прав | 425 | 425 |
Управление без прав | 510 | 3 400 |
Управление в нетрезвом виде | 10 200 | 17 000 (с лишением вод. удост. на 1 год) |
— повторно в течение года | — | 34 000 (с лишением прав на 3 года и возможным платным изъятием автомобиля или админи. арест на 10 суток) |
— третий раз | — | 51 000 (с лишением водительских прав на 10 лет с конфискацией ТС) |
Пешеходы и велосипедисты | ||
Переход пешеходом дороги в неположенном месте или на запрещающий сигнал светофора | 51 | 255 |
Нарушение ПДД велосипедистами или гужевыми повозками | 85 | 340 |
Те же нарушения в нетрезвом виде | 136 | 680 |
Создание аварийной ситуации | 170 | 850 |
Несмотря на столь значительное повышение штрафов, некоторые эксперты утверждают, что добиться безопасности на дорогах этими мерами невозможно. По их мнению, нужен тотальный контроль за участниками дорожного движения и, самое главное, неотвратимость наказания. Для повышения безопасности на дорогах необходимо менять и инфраструктуру, провоцирующую нарушения ПДД и аварии.
Все спорные вопросы, которые возникали во время обсуждения и подготовки нового закона, ликвидированы. Например, к ним относится мера, предписывающая передавать сотруднику полиции водительское удостоверение, а не просто его предъявлять. Глушить двигатель и выходить из автомобиля при его остановке теперь необязательно. Важная мера о том, что водитель, которого остановил сотрудник полиции, должен держать руки на виду осталась в силе.
К серьезному процедурному изменению можно отнести появившуюся у сотрудников полиции возможность фиксировать нарушения даже на мобильные телефоны. Адвокат Караваев считает, что использование телефона для фиксации нарушений неправомерно. Подобное было 10 лет назад, а сегодня правительство вновь вернулось к сомнительной мере. Юрист уверен, что незначительное снижение аварийности после вступления в силу новых штрафов, будет отмечаться совсем недолго. Первое время участники дорожного движения будут вести себя более аккуратно, чем обычно, но через несколько месяцев все вернется на круги своя. Такая практика существует в любом государстве.
За примерами, подтверждающими слова адвоката, далеко ходить не надо. Дополнительно установленные камеры на дорогах не помогли снизить аварийность. Наоборот, в январе 2021 она выросла более, чем на 18%, если сравнивать с тем же периодом прошлого года. Только в Киеве и области за месяц произошло 3 041 и 1 209 аварий соответственно.
Караваев уверен, что только всеобъемлющий государственный контроль и существенные изменения в законодательстве позволят снизить аварийность на дорогах. Например, стационарные камеры фиксации никак не помогают это сделать, так как различные приложения для смартфонов уже давно показывают места их установки. Более эффективной мерой по словам юриста является использование мобильных камер, которые ежедневно развозятся сотрудниками дорожных служб, и устанавливаются в разных местах. Ни одно приложение пока не способно предупредить водителей о подобных изменениях места дислокации.
Директор компании «А+С Украина» Д. Беспалов, занимающейся транспортным моделированием, уверен, что современная инфраструктура способствует нарушениям, ее необходимо менять. Например, на некоторых магистралях ранее была предусмотрена высокая скорость – 100 км/ч. Сегодня ее ограничили до 50 км/ч. Естественно, что водители, которые постоянно используют этот маршрут, привыкли ездить быстро и не снижают скорость до допустимой. Что касается модернизации, ремонта и реконструкции дорог, ничего существенно не меняется. Новые проекты никак не помогают снизить аварийность. То есть, сегодня инфраструктура остается точно такой же, как и много лет назад. С этим тоже надо что-то делать заявил Беспалов. Он согласен с адвокатом Караваевым, что более эффективной мерой является не увеличение размеров штрафов, а неотвратимость наказания за нарушения. За любое, даже самое незначительное, должен выписываться штраф.
Употребление спиртных напитков и вождение автомобиля не совместимо. Однако использование только «метода кнута» проблему не решит. В этом уверен адвокат Володарский. Несмотря на серьезные политические разногласия с Россией, властям Украины следует использовать методы борьбы с пьянством за рулем, которые там применяются. Ни лишение прав на некоторое время, ни огромные штрафы, ни конфискация транспортного средства в корне не изменят проблему, так как важнее всего неотвратимость наказания. Неправильное оформление полицией подобных нарушений часто приводит к тому, что дело в суде разваливается и пьяный водитель избегает наказания. По словам юриста, полицейские должны научиться соблюдать процессуальные нормы права. Это вместе с другими мерами поможет снизить количество пьяных за рулем.